Прародители современных футболок

 

футболка битлз the beatles

Такой простой и повсеместно доступный предмет одежды как обычная футболка, имеет довольно длительную историю. Футболка в современном виде - это предмет верхней одежды без рукавов, без пуговиц и в большинстве случаев без каких-либо дополнительных элементов. Украшения, которыми сейчас оснащаются практически все футболки (речь идет в основном о так называемых принтах, изображениях, которые наносят на футболки методом печати) ранее были просто немыслимы. Да и сама футболка изначально относилась к нижнему белью, которое даже демонстрировать было неприлично.

Но расскажем обо всем по порядке. Предлагаем вашему вниманию краткую историю футболок, с основными ее вехами и главными историческими фактами.

 

футболка harley davidson

Предметы одежды, от которых гораздо позже пошли современные футболки, появились примерно в середине 19-го века. Именно тогда в Америке были изобретены мужские нательные комбинезоны (union suit). Такие комбинезоны считались нижним бельем, их запатентовали в 1869 году, в американском городе Ютика. Комбинезон имел длинные рукава и длинные штанины, изготавливали его из фланелевой прочной ткани. Что интересно, комбинезон имел две так называемые ширинки, специально для быстрого отправления нужды.

Только ближе к 20-му веку комбинезоны были вытеснены кальсонами (long Johns). Майки и кальсоны окончательно разделились, на замену комбинезону пришло 2 самостоятельных предмета одежды. Но и тогда еще многие сельские жители предпочитали носить удобные комбинезоны, не меняя их нередко неделями или даже целую зиму.

Верхняя часть комбинезона, которая также имела длинные рукава и пуговицы, полюбилась многим шахтерам и другим американским рабочим. Она была удобна, долговечна, легко стиралась и поэтому отлично подходила для тяжелого физического труда. Постепенно прототип современной майки полюбили и военные. Так, в годы войны Америки с Испанией 1898 года футболку без пуговиц уже носили многие матросы и морские пехотинцы.

Футболка как часть военной формы

тельняшка футболка

Буквально сразу после войны 1898 года футболка получила широкое распространение и среди обычных людей. Тогда же она стала называться T-shirt (буквально "рубашка Т-образной формы"). Футболку носили и рабочие из-за ее практичности, и молодежь из-за возможности сделать ее яркой, интересной, модной. Но футболка в те времена так и не стала универсальным предметом одежды из-за наступивших в Америке экономических проблем (Великая депрессия 1930-ых годов).

В 1930-ых годах футболки изготавливали из наиболее дешевых и тонких материалов, об их украшении даже уже и не задумывались. Новая волна популярности относится ко временам, последовавшим за Второй мировой войной. Солдаты приходили домой с войны, снимали свою униформу, а майки из-за их практичности и удобства продолжали использовать. Причем на многих майках уже были изображения - названия военных частей или школ. Пример тому - знаменитая фотография мужчины в футболке с надписью "Air Corps" в популярном журнале Life.

Особенную популярность майке придал вышедший в 1951 году фильм "Трамвай желаний" с Марленом Брандо в главной роли, постоянно носящим этот предмет одежды. Тогда же на майки начинают наносить полноцветные рисунки. Вначале это были названия известных курортов, а затем, после заключения контракта с компанией Уолт Диснея , герои мультфильмов (Микки Маус, Дэвид Крокетт).

футболка nirvana

Футболка как носитель информации

С того момента как на футболки стали наносить принты Микки Мауса и других известных мультперсонажей (для этого уже использовался метод шелкографической печати), этот предмет одежды был принят в качестве носителя визуальной информации. На крой самой футболки или материал, из которого она сделана, стали обращать все меньше внимания.

Изображения на футболках стали использоваться с целью распространения среди масс самых разных идей - от политических и узконациональных до философских и коммерческих. Особенно сильно этому способствовала невысокая стоимость нанесения на ткань рисунков, особенно при больших, массовых тиражах. футболка олимпийский мишка

Все началось с футболок с героями Уолта Диснея и надписями Coca-Cola, а закончилось тем, что к началу 1990-ых годов практику нанесения на майки коммерческой информации стало использовать большинство крупных предприятий по всему земному шару.

Футболка - элемент молодежного стиля

Молодежь стала активно использовать футболки уже в 1960-ых годах. Особенно популярны они были среди молодых людей, увлекающихся современной музыкой. В то время футболки предпочитали носить и рок-музыканты, и байкеры, и многочисленные в то время хиппи.

Именно в эти годы появились знаменитые футболки с психоделическими кислотными рисунками, футболки с различными лозунгами, с политическим подтекстом (всем хорошо известный портрет Че Гевары), даже футболки с принтами листков марихуаны, особенно актуальные в среде хиппи.

Тогда же футболки попали в область внимания многих модных дизайнеров, выведших этот скромный предмет одежды на самый высокий уровень моды (Вивьен Вествуд, Кельвин Кляйн, Ральф Лоурен, The GAP). А в 1976 году знаменитый рок-музыкант из группы Sex Pistols начал производить собственные майки, ставшими широко известными по всему миру. футболка hearthstone

Современная же молодежь и вовсе практически не ограничена в выборе футболок самых разных видов, с яркими интересными принтами, забавными или вызывающими надписями. Не составляет никакой проблемы и разработать дизайн для собственной футболки, а затем заказать ее небольшим тиражом. И виной тому стало появление методов очень качественной трафаретной, а затем и цифровой печати, благодаря которому принты на майках держатся очень крепко и долго не выцветают.

Хотя сейчас майки и стали атрибутом самой массовой культуры, они по-прежнему нередко служат в качестве средства массовой информации, носителя глубоких идей или активного средства самовыражения, отличным способом выделиться из толпы.